Если вещь сделана настоящим мастером, то ей никакая реклама не нужна - она сама за себя скажет. Именно таким и было издавна сусальное золото пошехонской ковки. На пошехонской земле это ремесло зародилось более двух веков назад. Само слово «сусальный" происходит от старинного «сусало» — лицо, иначе говоря, — материал для облицовки. Из Пошехонья умельцы разносили свою продукцию по всей Руси. Когда после Отечественной войны 1812 года заново отстраивалась сожженная Москва, туда переселилась часть пошехонских сусальщиков. Благодаря им Москва стала не только белокаменной, но и златоглавой. Сусальное золото придает вещам нарядный и торжественный внешний вид. Покрытые им предметы смотрятся так, словно выкованы из одного куска. На Руси оно применялось издревле — им покрывались купола церквей и соборов, иконостасы, оклады икон, утварь, доспехи и даже использовалось в полиграфии.
Золотобоец всегда работал вручную. Этот промысел и сейчас относится к одним из тех, где машина так и не смогла соперничать с человеком. Пробовали прокатывать золотые листы, но нужной толщины добиться так не удалось. С использованием наковальни, кожи и молотка золотобойцы доводили заготовку (кружок размером с пятнадцатикопеечную монету образца 1961 года) до огромного листа площадью четыре квадратных метра, толщина которого в несколько раз меньше человеческого волоса. Золотой лист при этом свертывается в комок и рвется от малейшего дуновения.
Следует заметить, что во все века промысел этот был сугубо мирным. По свидетельству ветеранов, а их в Пошехонье насчитывалось несколько династий, «... в годы войны дела золотобойцев идут из рук вон плохо». Зато только с помощью их продукции реставраторы восстанавливали памятники архитектуры, разрушенные войной, в том числе Киево-Печерскую лавру,
знаменитые фонтаны на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.
Пошехонским золотом украшены главы и луковки ярославского кремля, соборы Ростова Великого, Углича, Рыбинска.
В марте 1967 года Государственный академический Большой театр отмечал свое 200-летие.
Предстояло обновить позолоту зрительного зала. Золотобойному цеху Пошехонье-Володарского промкомбината поручили столь почетное и ответственное задание. Книжечки из сусального золота изготовили в соответствии со стандартом размером 7х12 см, с количеством листов 60, вес в переплете — 1,25 грамма. Для Большого театра таких книжечек сделали 1000 экземпляров — именно столько потребовалось реставраторам для обновления пятиярусного зрительного зала.
В мастерской сусального золота тогда еще не догадывались, что тот правительственный заказ является последним для златобойцев. В 70-е годы мастерская была ликвидирована. Тогда никто не предполагал, что в конце века по России прокатится бум по возрождению, строительству и реставрации православных храмов и монастырей.
Источник (В. Малков, Волга от истока до Астрахани, 2007г., Рыбинск)
Фото: http://www.ipola.ru/post305303704/
http://www.liveinternet.ru/users/5485179/post327198488/
http://show.7ya.ru/private-showphoto.aspx?RubrID=316313&PhotoID=2992254
|