Материал предоставлен С. В. Савиновым

Материал подготовлен научным сотрудником государственного

литературного музея В. . ЗАПОРОЖЕЦ

Быт крестьян Пошехонья в конце 19 века

В 1863 году при Московском университете было основано императорское общество любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. С 1912 года было решено организовать фольклорные экспедиции в различные регионы России с целью систематического сбора произведений народного творчества. За пять дореволюционных лет учеными было записано свыше пяти тысяч единиц этнографического материала, а также собраны уникальные рукописные сборники травников, заговоров конца 19 века.

Из Пошехонского уезда записи поступали от Коллежского Секретаря Алексея Васильевича Балова, многие из которых и до сих пор еще не подвергались серьезному научному описанию. Среди печатных материалов Балова есть “Песни, причеты и “коротенькие” Дмитриевского прихода, а также большое собрание духовной народной литературы. “Книгам этим, —заключает А. В. Балов, — народ придает значение талисманов, охраняющих от всякого зла, исцеляющих болезни и подающие облегчение при расставании души с телом”. Ученым разрабатывается тема “Об окающем наречий пошехонцев ”. В своей статье он приводит краткий перечень местных слов: бужать — шуметь, бухара — шмель, кувалда — неряха, лататы задать — убежать куда-нибудъ; славенка — девушка, которая выделяется из, прочих своей красотою; солощий (о скотине) — отличающийся прекрасным аппетитом; улейка — хитрый человек; шишиться — медлить, копаться; шунять — усовещать, бранить.

В том же архиве хранится интересное описание Баловым жизни пошехонских крестьян под заголовком “Быт и занятия”. Вот лишь некоторые выдержки из него; “Охота Пошехонского уезда не составляет промысла. На нее смотрят, скорее, как на забаву. Охотятся обыкновенно, с ружьем и с собакой-дворняжкой, “выхоженной” для охоты. Ни сетей, ни ям, ни западней ими не употребляется. Орудие, употребляемое охотниками, это капкан или “клепи” (клепцы). В клепи ловят зайцев, хорей, лисиц и волков.

О рыбной ловле: “Как промысел встречается только по берегам больших рек, как, например, Шексна. Хотя везде, где есть речка, крестьяне не прочь и побаловаться. Орудия — удочка, жерлица, невода, мережи (сети), острога, кужа, сак, намет, бредень, силок, кувшин и верша (морда)”.

Скотоводство в Пошехонском уезде развито довольно значительно. Всего более держится коров, лошадей и овец. Из домашней птицы — куриц. Уход самый примитивный: пасут от Егорьева дня до Покрова. Звание пастуха не пользуется уважением. “Не чеши голову на ночь — за пастуха замуж выйдешь”, — говорит народная примета. “В пастухи отдам” — обычная угроза крестьянина разбаловавшемуся сынишке. В случае эпизоотии (инфекционных заболеваний животных) крестьяне находятся в беспомощном положении. Чаще всего прибегают к услугам колдунов и знахарей. Прогоняют скот между разложенными кострами. Огонь для этих костров добывается трением”.

Пчеловодство развито незначительно: “Число ульев на пасеках ограничивается двумя-тремя колодами. На пасеке вывешивают конский череп”.

“Занятие земледелием в Пошехонском уезде относится к числу довольно выгодных. Из хлебных растений сеется главным образом рожь, овес, ячмень, пшеница, лен и горох. Система земледелия трех-польная: одно поле запускается, под пар. другое засевается рожью, и третье—яровыми хлебами. В воззрениях народа на значение межи замечается некоторая раздвоенность: с одной стороны встречаются такие пословицы “не переходи межу — грех”, “без межи не земля”. Но тут же слышим, что “межи да грани —

ссоры да брани..”. Есть между прочим суеверный обычай: “Из межевой -ямы воды не пить, а с межи травы не рвать”.

“Огородничество и садоводство в Пошехонском уезде находится в крайне плохом состоянии. Огороды у крестьян в большинстве случаев существуют только как забава. Картофель, капуста и огурцы, составляющие весьма важную часть пищевого продовольствия, покупаются местными крестьянами на стороне.

На крестьянских огородах не родится и десятой доли того. что могла бы дать огородная земля при правильном ведении огородничества. Доказательством этого служат огороды сельского духовенства. Еще ниже, чем огородничество — садоводство.

Развитие отхожих промыслов (портняжий, работа в городах на фабриках, заводах, в прислуге) вносят мало истинных цивилизующих элементов в среду местного населения, хотя, благодаря им исчезает прежняя грубость нравов: на нынешних “беседах”-вечеринах уже нет ничего предосудительного. Тогда, как прежде, по рассказам стариков, здесь происходили оргии разврата (“часки”). В прежнее время, лет 20-25, тому назад, нескромное заигрывание парней с девушками на беседах (запускание руки за пазуху, поднятие подола и т. п.) было в полном ходу, ныне оно встречается только как исключение. Даже обычай, чтобы парни во время беседы сидели на коленях у девушек встречается ныне все реже и реже. В исчезновении этих обычаев немалое влияние оказали и отхожие промыслы.

Из местных промыслов: бондарный, дегтярный, изготовление земледельческих, орудий, телег, дровней, колес, плетней,, столярный промысел — развиты незначительно. Гораздо более развит корьевой промысел.

 

Hosted by uCoz