Материал предоставлен Ю. А. Страховым

Савва Яковлевич Дерунов ( 1831-1909)

Пошехонье с давних времен было синонимом патриархальности, отсталости, невежества. Сколько анекдотов рассказывалось про пошехонцев! В 1798 году они были собраны в книге В. Березайского "Анекдоты древних пошехонцев", которая неоднократно переиздавалась. Но и Пошехонье начинало .просыпаться, тянулось к просвещению и свободе. Из самой глуши Пошехонья.из среды наиболее темного и забитого крепостного крестьянства в середине прошлого века в литературу пришел С. Я. Дерунов-поэт, прозаик, этнограф, фольклорист, активный деятель земства и поборник народного просвещения. Савва Яковлевич Дерунов родился 5( 17) января 1831 года в семье крепостного крестьянина д. Большие Ветхи Пошехонского уезда. Семи лет мальчик остался без отца и 'был вынужден работать батраком у богачей, чтобы хоть как-нибудь помочь семье- Школ для крестьянских детей в то время в Пошехонье не было, и он овладел основами прамоты самоучкой. Большую роль в его духовном и поэтическом развитии сыграла бабушка, которая познакомила его с народными сказками, песнями, пробудила добрые чувства, фантазию. Постоянная нужда заставила мать отправить своего старшего сына-любимца за 200 верст к земляку в г. Устюжин, чтобы пристроить к делу. Девятилетний мальчик начинает работать в кабаке: подметает пол, моет посуду, подносит бутылки. В 1844 г. он сбегает оттуда в Москву к двоюродной сестре Дуне, муж которой содержал пивную. Но и здесь не ушел он от унизительного труда трактирного слуги. Посетители смеялась над пошехонским половым, его ярославским говором, шепелявостью, неуклюжестью и наивностью. Благотворное влияние на Савву оказал родственник мужа Дуни, дядя Андриан, старообрядец и начетчик. Андриан обратил внимание на умного и впечатлительного мальчика, дарил ему книги, беседовал с ним и привил любовь к чтению. Юноша так пристрастился к книгам, что и во время работы в пивной не расставался с ними, за что посетители прозвали его буфетчиком с книжкой. Будущий поэт познакомился с сочинениями Жуковского. Кольцова, Гоголя и Пушкина. "Вспоминаю-писал он впоследствии. - какой восторг произвели на меня стихотворения Пушкина. Я был подавлен и восхищен разнообразием поэтических образов, рассыпанных в его трудах, глубину его таланта я понимал мало, но как-то чувствовал сердцем". Жизнь юноши под властью пьяного и жестокого хозяина была очень тяжелой. Сочувствие он находил у сестры Дуни. Женщина умная и поэтичная, она не нашла счастья в замужестве и часто свои горькие думы изливала в задушевных песнях. Скоро и Савва стал слагать их. Дуня подбирала для них мелодии и с большой задушевностью пела их долгими вечерам Так сама жизнь пробудила в юном Дерунове поэтическую способность. Во время одной из поездок в родную деревню Дерунов решил жениться, но отец любимой девушки согласился выдать дочь только при условии, если жених откупится от угрожавшей ему рекрутчины. Благодаря настойчивости, упорной работе и помощи родных молодой человек собрал необходимую сумму в 300 рублей, откупился от угрозы 25-летней солдатчины и обзавелся семьей. Нажить на небольшое жалованье приказчика в городе было очень трудно, перспективы же создания своего торгового дела не предвиделось. Поэтому в 1855 году Дерунов вернулся в деревню, купил небольшой Участок земли в с. Козьмодемьянской, поселился со всей семьей на берегу Шексны и занялся сельским хозяйством. Первые стихи Дерунова появились в 1862 году в "Грамотее"- первом русском журнале, созданном для народа, затем - в "Мирском вестнике", "Иллюстрированной газете". Большое значение для дальнейшей литературной деятельности Дерунова имело его знакомство с И. 3. Суриковым. Первая встреча произошла в 1857 году, когда Дерунов еще не выступал со стихами в печати. "Вторая встреча наша, —рассказывает поэт в автобиографии, - связана с возникновением кружка писателей-самоучек, душой которого был Суриков. Когда Суриков твердо решил приступить к изданию сборника, то он вызвал меня а Москву письмом. Он писал, что довольно нам, самоучкам, лежать под спудом, что на нас никто из настоящих писателей не хочет обратить внимания, что нам пора заговорить о себе и т. д. Нечего и говорить, что я сейчас же собрался и приехал в Москву, захватив с собой несколько стихотворений, которые находил более удачными". В первом же сборнике "Рассвет" было опубликовано 5 стихотворений Дерунова. Дружба, переписка между ними сохранилась до последних дней жизни Сурикова. В последующие годы Дерунов принимал деятельное участие во всех изданиях Суриковского литературно-музыкального кружка. После реформы 1861 года были созданы земские комитеты, и Ефимовакая волость в 1865 г. выдвинула С. 3. Дерунова своим гласным, а в 1868 г. он был избран в члены Пошехонского земского собрания, Защита крестьянских интересов навлекла на Дерунова не только недовольство консервативно настроенного дворянства, но подозрительность и тайную слежку полицейских властей. В июле 1873 г. по доносу помещика Севена и папа Сретенского за неодобрительные отзывы в их присутствии о царе Александре 11 Савва Яковлевич был арестован и заключен в Пошехонскую тюрьму. Целый год тянулось дело Дерунова и окончилось тем, что пошехонская общественность взяла его на поруки. Близкие, дружеские отношения установились у Саввы Яковлевича с Л. Н. Трефолевым, оказавшим значительное влияние на литературное развитие Дерунова. Дерунов же познакомил Трефолева с Суриковым. В декабре 1875 г. он писал Сурикову: "Перед Новым годом будет в Москве мой друг Леонид Николаевич Трефолев. Ему крепко хочется с тобой познакомиться лично, он тебя посетит. Я ему сообщил твой адрес. Я думаю, что ты не прочь познакомиться с хорошим человечком". В 80-е годы Дерунов печатается в газетах "Рыбинский листок", "Ярославские губернские ведомости"” "Северный край", журналах "Воскресный досуг", "Иллюстрированная газета", "Нива" и др. В это время поэт начинает издавать для народа свои розовые книжки подобно некрасовским красным книжкам. Он становится довольно известным среди писателей из народа. Появились и новые друзья-писатели-самоучки М. Козырев, А. Разоренов, С. Дрожжин, И. Белоусов, М. Леонов, с которыми поэт вел обширную переписку. В поэтической деятельности Дерунов был учеником и последователем Кольцова, Сурикова и Некрасова. "Я восхищался некрасовской музой. -писал он в автобиографии -которую считал оригинальной, хотя и однообразной, и высказывал свой восторг моим друзьям". Симпатия Дерунова к Некрасову очевидна, но не все он сумел понять в его творчестве. Условия жизни не позволили развиться в полной мере его дарованию. В стихах Дерунова видно стремление раскрыть противоречия и контрасты народной жизни. Картины родной природы у Дерунова преимущественно светлые, ясные. Поэта радуют и животворящие лучи весеннего солнца, и яркое лето с щедрыми дарами, и родные поля с золотыми колосьями. "Что за счастье в поле весной пышные всходы в полоске родной -восклицает он. Пейзажные зарисовки у него проникнуты большой любовью к жизни:

Радуйся, жизнь бесконечная,

С вечной своей красотой!

На основе народной сказки "Два мороза" Дерунов написал поэму "Морозко", в которой поэтизируется поединок между всемогущим морозом и ко всему привыкшим, сильным и трудолюбивым мужиком. Хорошо знакомому сельскому быту, повседневной жизни русского крестьянина поэт посвятил стихи "Сон крестьянина", "Песнь крестьянина", "Пахарь", "Жница", "Дума бедняка", "Песня бедняка" и большую поэму "Бобыль". Основным содержанием гражданской лирики Дерунова является изображение бедственного положения народа. Видя разорение и обнищание русского крестьянства, поэт создает обобщенный образ вездесущего горя:

Разгулялось горе,

Ходит по селенью,

Разлилось, как море,

Дивится терпенью,

Силушке народа,

Бедности, незнанью,

Хлеба недороду

И без слов страданью.

Наблюдая бурлаков на Шексне и Волю, в незаконченной поэме На Волге поэт описывал их непосильный, каторжный труд;

Здесь родной был приют в старину бурлаков,

Терпеливо сносивших страду;

Разносились молитвы из уст бедняков,

Забывали в тис муки, нужду.

С той молитвою в Волгу катилась слеза,

С ней смягчался и хлеба кусок.

Не от слез ли синеется туч бирюза?

Не от них ли размылся песок?

Глубокая боль за рабскую судьбу и тяжелое положение женщины слышится во многих стихотворениях, и наиболее ярко, прочувствованно в стихотворении, посвященном матери:

Горемыка-покойница мать,

Что под этим крестом опочила,

С малолетства людей понимать

Без ошибки она научила.

И твердила мне часто она:

Ты запомни до позднего века,

Что уж больно куда некрасна

Подаевольная жизнь человека...

Родилась и умру я рабой,

Ты же время увидишь другое.

Иногда в его стихах слышится роковой вопрос о причинах социального зла” мук и страданий народа:

Отчего же такое житье

Мужик терпит и с ним не справляется,

Неисходное горе свое

Разрешить, извести не старается?

Обычно критики пишут, что Дерунов не мог на него ответить, представляя поэта-демократа, хорошо знавшего я понимавшего механику народного грабежа, каким-то простачком, политическим несмышленышем. В действлтельностя же вопрос его носит роторлческий характер. Ведь по существу он звучит, как и некрасовский: Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел? - и является горьким упреком, что мужик не оправляется со своим горем, не старается разрешить, извести неисходное горе свое. Говорить же открыто о виновниках наградных страданий было невозможно.

Сказать бы речь правдивую,

-Да рот зажмут властители.

Ислюво есть, да воли нет,

И разум дан создателем,

Да нет ему свободушки.

Да. в поэзии Дерунова нет примирения, отчаяния, безнадежности. Поборник народного образования и просвещения, прогресса и цивилизации. Дерунов хорошо знал народ и верил в его славное будущее. "В нас много сил, есть рост уму,-заявлял поэт. -пойдем вперед, разгоним тьму". Он призывает ветер социальных преобразований:

Разбушуйтесь, ветры буйные,

Унесите, чтобы не было

Зла, неправды, дальше, заморе.

Жизнь о них чтобы не ведала.

Жизнь иная придет, явится,

Будто зорька в тебе ясная.

Утверждая бессмертие людей борьбы за торжество идей социальной справедливости, Дерунов в стихотворении "Друг. не пой этих песен унылых" решительно заявляет:

Не хочу страданья, печали,

Не хочу покоряться злодейке-судьбе.

Ты мае спой, чтобы в после звучала

Непокорные звуки в неравной борьбе.

Подними песней мо1ццые силы:

Не бессилья рыданий -смеяться хочу,

С поспей в битву до края могилы

Я с отвагой, с любовью смелей полечу.

Не случайно подготовленную в 1875 г. рукопись сборника стихов Дерунова цензура запретила к изданию, так как увидела в них протест против неволи, страданий русского крестьянства. Савва Яковлевич, к сожалению, не смог издать ни одного полного собрания своих стихотворений. Многочисленные сочинения, разбросанные по различным сборникам и периодическим изданиям, до сих пор никем не учтены, не систематизированы и не изучены. Как драматург Дерунов выступил со сценами "У кабака" и народными драмами "Кулак" и "Через золото льются слезы". Рассказы писателя "Год за годом", "Катерина", "Мирской приговор", "Петруха -нос", "Бобыльская семья" отличаются верным отражением крестьянского быта, яркостью и колоритностью народного языка. В конце 1870 и начале 1871 года в журнале "Нива" печаталась большая повесть "Ельник", в которой изображался бурмистр Степан Кривошея, человек честолюбивый, лукавый, властный и жестокий по отношению к крестьянам, верный холоп барина. Он сдает под красную шапку неугодного управляющему вредного мужика, который погибает под Севастополем. Повесть эта Произвела в Пошехонском уезде переполох, так как читатели увидели в ней полное подобие жизни в усадьбе помещика Лихачева-Сосковца. Значительный интерес представляют статьи Дерунова по вопросам этнографии и устного народного творчества. В различных газетах, журналах и сборниках писатель опубликовал фольклорные материалы о крестьянской свадьбе, хороводных гуляниях, обрядах масленицы, сказки, песни Пошехонского уезда. Прогрессивное значение имела земская деятельность Дерунова по развитию народного просвещения, которая должна заинтересовать историков народного образования в нашем крае. Сам не получивший никакого образования, он хорошо понимал значение школы в жизни народа. В течение 40 лет Савва Яковлевич постоянно разъезжал по школам уезда и губернии, знакомился с жизнью учащихся и учителей, внимательно относился ко всем их нуждам и заботам, выступал в земстве с продуманными, глубоко мотивированными предложениями о лучшей постановке учебного дела. Пошехонский уезд был краем почти оплошной неграмотности. В 1869 г. во всем уезде было 4 школы, в 1870-10. В 1878 г. количество учащихся к общему числу населения составляло: мальчиков-2,4%, а девочек только 0,5%. И заступники народа ратовали за открытие новых школ. Даже в условиях реакции 80-90-х годов, правительственного похода против просвещения детей кухарок, Дерунов боролся не только за расширение школьной сети. но и за передовые формы и методы обучения. По предложению Дерунова в земских школах Ярославской губернии применялся новый в то время звуковой метод обучения грамоте. Он боролся за удлинение учебного года, за увеличение срока обучения до 4 лет, за устройство для далеко живущих учащихся общежитии при школах, за расширение женского образования, за сокаращеняе религиозно-схоластических предметов и увеличение внимания эстетическому воспитанию. Он доказывал необходимость экскурсий в природу, изучения зоологии, физиоологии Человека, ботаники, минералогии. Первая русская революция 1905 года вселила надежду, что многие его предложения по развитию народного образования будут приняты и проведены в жизнь. Несмотря на преклонный возраст, Дерунов по-прежнему посещает школы, выступает на земских собраниях. В это время он увлекся идеей организации крестьянского союза и уже склонил некоторых козьмодемьянцев вступить в него, но полицейские власти помешали осуществлению опасного замысла беспокойного человека. Во время одного выступления с докладом Савва Яковлевич внезапно ослеп. Но он не бросил творческой работы. Дочь писателя записывала его стихи, и он подготовил пятую "розовую книжку", которую, однако, не успел издать. Умер Савва Яковлевич Дерунов в глубокой старости 29июля (11 августа) 1909 г. на 78-м году жизни.

Hosted by uCoz