Материалы из краеведческой работы
ученицы Белосельской СОШ
Воронковой Екатерины
руководитель
Чернова Инна Федоровна
Эхо Великой войны
В своей работе я хочу рассказать о боевом самолете, разбившемся в октябре 1942 года недалеко от деревни Голубково, которая находится в 17 км. от села Белого.
Темной осенней ночью октября 1942 года дальний ночной бомбардировщик ПЕ-8, вылетев из подмосковного аэродрома, направлялся в Кенигсберг наносить бомбовые удары по противнику. Положение на фронте было тяжелым. На Волге отчаянно сражались защитники Сталинграда, Ленинград находился в тисках блокады. Поэтому задание летчиков было непростое: бомбардировка в глубоком тылу врага для его дезорганизации. Но задание выполнить не удалось, самолет ПЕ-8 №254 с полным боезапасом упал в Артемьевское болото, что находится в 7-8 километрах от деревни Голубково. На его борту находился экипаж в составе трех человек: Паромов – командир, Кожилин – бортмеханик Воздвиженский – стрелок-радист. При падении самолета на месте погибли командир и бортмеханик, было затоплено левое крыло и задняя часть самолета. Стрелок-радист, находящийся в отдельной кабине остался жив, но был ранен и находился в состоянии шока. Он сумел дойти до деревни Голубково и сообщить о случившемся. Некоторое время он провел в госпитале, затем за ним приехала жена, и о дальнейшей судьбе стрелка-радиста Воздвиженского пока ничего не известно. Я надеюсь, что в архиве Министерства Обороны будет найдена информация об этом человеке. Осенью мы отправили запрос в архив, но пока не получили ответа.
Погибших летчиков похоронили на Борисоглебском кладбище недалеко от деревни Смильково. Жители деревни и школьники местной Борисоглебской школы до ее закрытия в 1999 году ухаживали за могилой летчиков.
В 2005 году на ней был установлен надгробный памятник.
На следующий день после гибели самолета, в Голубково приехала комиссия с целью выяснения обстоятельств падения ПЕ-8. Представители ОГПУ увезли весь боезапас самолета, который, к счастью, не взорвался при падении бомбардировщика. Сам самолет был привезен в деревню Голубково (по словам местных жителей). На месте падения остались мелкие детали самолета, множество пуль (их затем находили местные мальчишки).
К сожалению, до конца обстоятельства гибели дальнего бомбардировщика так и не выяснены. По официальной версии, отказал двигатель самолета. Самолеты ПЕ-8 были сконструированы еще в 1935-1937 годах, а выпущено их было всего около 100 штук. В отличие, от пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, который сбрасывал бомбы и на Берлин весной 1945 года, ПЕ-8 не получил большого распространения. Возможно, конструктор Петляков не успел довести свою модель до совершенства. В 1942 году, получив приказ срочно прибыть в Москву, самолет ПЕ-2, на котором летел конструктор, разбился из-за плохой видимости (задел верхушки деревьев). Петляков погиб.
В конце войны ПЕ-8 уже не применялись в боевых операциях.
На сегодняшний день место падения самолета ПЕ-8 в Соге настолько сильно изменилось и заросло, что точно найти его не представляется возможным, но на карте место падения обозначено правильно.
Белое 2005 г.